Дети должны учиться вместе
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.
«Инклюзия» не является самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.
Инклюзия — как обучающая среда позволяет:
1. улучшить понимание сложных и абстрактных речевых понятий, включая понимание темы беседы и последовательности инструкций.
2. улучшить способность выполнения групповых инструкций
3. улучшить способность реагировать на обращение к группе
4. улучшить понимание социальных правил / правил поведения в группе (поднимать руку, не прерывать собеседника, смотреть на говорящего, и т.д.)
5. улучшить понимание материала, который преподается на расстоянии / в пространстве.
6. улучшить социальные навыки и взаимодействие со сверстниками (обращаться по имени, спрашивать и предоставлять информацию)
7. привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде
Виды инклюзии.
1.Полная инклюзия в системе массового образования.
Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.
2.Полная инклюзия с тьютором .
Ребенка в обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор — для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок испытывает затруднения .
Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.
3.Частичная инклюзия.
Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения.
Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.
4. Обратная инклюзия
Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком.
Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.