Источник: https://konoshaschool.nubex.ru/26770/organizaciya_inklyuzivnogo_obrazovaniya/

Организация инклюзивного образования

Дети должны учиться вместе

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
 
Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.
«Инклюзия» не является самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.

Инклюзия — как обучающая среда позволяет:

1.     улучшить понимание сложных и абстрактных речевых понятий, включая понимание темы беседы и последовательности инструкций.
2.      улучшить способность выполнения групповых инструкций
3.      улучшить способность реагировать на обращение к группе
4.      улучшить понимание социальных правил / правил поведения в группе (поднимать руку, не прерывать собеседника, смотреть на говорящего, и т.д.)
5.      улучшить понимание материала, который преподается на расстоянии / в пространстве.
6.      улучшить социальные навыки и взаимодействие со сверстниками (обращаться по имени, спрашивать и предоставлять информацию)
7.      привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде

Виды инклюзии.

1.Полная инклюзия в системе массового образования.
Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

2.Полная инклюзия с тьютором .
Ребенка в обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор — для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок испытывает затруднения .
Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.

3.Частичная инклюзия.
Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения.
Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.

4. Обратная инклюзия
Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком.
Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.
 
Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

МБОУ "Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова"